четверг, 2 декабря 2010 г.

За что мы платим, когда приезжаем на автосервис?

За что мы платим, когда приезжаем на автосервис?


В сфере услуг ценообразование всегда специфично. Если торговцы просто могут установить определенную наценку и добавлять ее к стоимости полученного товара, то обслуживающий персонал зачастую берет деньги «с потолка». Разберёмся.

До недавнего времени
такой метод определения стоимости работ безраздельно властвовал и в автосервисах. К счастью все больше СТО переходят на цивилизованные методы расчета.

Теоретически просчитать стоимость одной или иной работы достаточно просто. Существуют справочные системы, в которых расписаны временные затраты на каждую из них в зависимости от марки и модели автомобиля – достаточно лишь умножить соответствующую цифру на установленную руководством стоимость нормо-часа, и получаем искомое. Но на практике все гораздо сложнее. Для того чтобы разобраться в процесс ценообразования, придется более подробно вникнуть в его процесс.

Профи и нормо-часы

Нормы времени на каждый вид работы определяет автопроизводитель. При этом он учитывает абсолютно все: к примеру, время необходимое для установки машины на подъемник, выбора соответствующего инструмента и подготовки его к работе, доставке запчастей со склада в цех и так далее. Однако следует учесть ряд немаловажных особенностей. Во первых, для практического замера таких норм обычно используют новый автомобиль и подготовленный персонал, хорошо знакомый с его конструкцией.

В реальной жизни чаще всего приходится иметь дело с ржавыми гайками, сорванными головками болтов и прочими «прелестями». К тому же слесарь обслуживающий на универсальной СТО совершенно разные модели, не может в тонкостях знать специфику каждой, поэтому он вряд ли уложиться в отведенный ему норматив.

Кроме того, в арсенале «эталонного» работника всегда есть необходимые спецприспособления: съемники, оправки и др. Его коллега из обычного неавторизованного сервиса частенько располагает лишь одним универсальным съемником – кувалдой, большой и тяжелой. Эффективность ее отнюдь не как высока, как кажется, поэтому с выполнением норм опять возникают проблемы.

И, на конец, заметим, что практически каждый год автопроизводитель пересматривает временные нормативы. Это может быть связано как с разработкой более эффективных способов ремонта, так и с предполагаемым использованием нового оборудования: к примеру, стенда для регулировки углов установки колес или шиномонтажного станка, позволяющего выполнять определенную работы быстрее. Иными словами, нормативы медленно, но верно снижаются. Представить средний российский сервис, решивший обновить оборудование только на том основании, что оно немного устарело, согласитесь, весьма трудно. Обычно критерий для списания оборудования у таких организаций один – выход из строя и невозможность восстановления. Исключения составляют разве что станции официальных представителей автозаводов: им приходиться довольно часто обновлять свой производственный фонд, чтобы соответствовать требованиям к дилерам.

Из всего вышеизложенного можно сделать однозначный вывод: установить низкую стоимость нормо-часа и при этом работать исключительно по нормативам автопроизводителя практически не возможно, если конечно, не набрать команду альтруистов и отказаться от коммерческой выгоды. Чтобы получить с клиентов больше за тот же ремонт, необходимо увеличить один из множителей. Для дилерских станций существует единственно возможное решение: поскольку соблюдать нормы времени они просто обязаны приходится варьировать стоимость нормо-часа (хотя и его диктует производитель).

Не авторизованные сервисы, напротив, идут другим путем. Поскольку, чтобы примерно представить себе расценки СТО, клиенты чаще всего интересуются стоимостью нормо-часа, они заявляют ее не высокой. Откуда берутся в таких случаях нормативы, остается только гадать – они могут быть составлены руководством техцентра на основе собственного опыта и таким образом серьезно расходится с заводским «оригиналом». Отсюда вывод: если вы действительно хотите найти сервис подешевле, спрашивайте не об абстрактных величинах, а об окончательных ценах на востребованные работы. Хотя, даже если вам и объявят конкретную сумму, это еще не гарантия того, что заплатите именно ее. Иногда в зависимости от ситуации к стандартным расценкам пытаются добавить «мастер часы» либо повышающие коэффициенты. Иногда стоимость нормо-часа зависит от «категории ремонта» - проще говоря, состояния автомобиля, которое визуально определяет мастер или приемщик.

В рамках правил

В прочем, у сотрудников дилерских станций тоже порой рыльце в пушку. Ведь существует не мало легальных способов содрать с клиента лишние деньги. Так далеко не каждый рядовой автовладелец знает, что норматив, отведенный на выполнения комплекса работ, не всегда равен сумме его составляющих. Взглянем на конкретный пример. Вы на своем автомобиле приезжаете на официальный сервис, где высказываете желание поменять одну из покрышек. Подобная работа (снятие-установка колеса, его перебортовка и балансировка) по нормативам завода 0.4н/ч. При стоимости нормо-часа, скажем, 1000 рублей с вас возьмут 400 руб., что вполне логично. Но вот закончился летний сезон, и пришло время сменить резину на зимнюю. При этом, глядя на сумму счета за услуги 1600 рублей, вы ничего аномального не обнаружите – умножить 400 рублей на 4 колеса может и школьник. Однако на самом деле, если заглянуть в компьютер приемщика, можно с удивлением обнаружить, что смена резины должна была обойтись вам вдвое дешевле: ведь на подобную операцию производитель отводит всего 0.8н/ч. Вот такая занимательная математика.

Стоит отдельно упомянуть о методике поиска причин неисправности в автомобиле. Ведь далеко не всегда они лежат на поверхности: иногда обнаружить их можно, демонтировав лишь некоторые детали. Естественно, за каждое движение специалиста, в конечном счете платит клиент. Получается, что услуги опытного автослесаря реально обходятся дешевле, чем начинающего. Конечно, иногда в заказ-наряд намеренно добавляют работы, которые на самом деле проведены не были. К примеру, Причина не исправности световых приборов в большинстве случаев очевидна: это перегоревшая лампочка. Можно просто заменить ее, заработав на этом копейки. Другой, более выгодный для сервисменов в материальном отношении вариант – разыграть сложный случай с обрывом цепи. Тогда в чете за услуги появятся несколько дополнительных строчек, как то: Диагностика монтажного блока, электропроводки и т.д., проверить выполнение которых при получении машины практически невозможно. В результате замена перегоревшей лампочки выльется в кругленькую сумму. Мотаем на ус.

Вывод

Чтобы не оказаться обманутым на сервисе, нужно быть хорошим психологом, юристом и техническим специалистом одновременно. И, если подобными знаниями и способностями вы не обладаете, постарайтесь выбрать один из подходящих техцентров и стать его постоянным клиентом – к таким относятся гораздо лучше, нежели к случайным с улицы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий